Экономика и менеджмент на фармацевтических предприятиях


Перейти к содержанию

Главное меню:


Тематический план лекций и практических занятий

 

Содержание разделов дисциплины "Управление персоналом"

 

Раздел 1. Теоретические основы управления персоналом на фармацевтическом предприятии

История возникновения науки управления персоналом. Отношение к персоналу на разных этапах развития менеджмента. Школы управления о роли человека в организации. Понятие и значение менеджмента персонала в современных условиях рыночной экономики.

Характеристика трудовых ресурсов страны и их классификация. Показатели численности, состава и движения населения. Характеристика рынка труда и его особенности в России. Занятость населения и безработица в системе рыночных отношений, их виды и способы измерения. Причины и последствия безработицы. Оценка уровня безработицы. Занятость и безработица в России.

Состав трудовых ресурсов фармацевтического предприятия, категории промышленно-производственного персонала предприятий фармацевтической отрасли. Показатели динамики (коэффициенты текучести, постоянства и общего оборота кадров) и состава (явочная, списочная и среднесписочная численность) персонала.

 

Раздел 2. Технология управления персоналом на фармацевтическом предприятии

Система управления персоналом и ее место в организационной структуре фармацевтического предприятия. Состав и функции системы управления персоналом. Сущность и содержание современных методов управления персоналом. Кадровая политика фармацевтического предприятия и ее основные направления. Виды кадровой политики и их характеристика.

Сущность, задачи и этапы кадрового планирования на предприятии. Методы планирования численности рабочих на фармацевтическом предприятии. Определение численности управленческого персонала. Нормы управляемости и их расчет. Формула Розенкранца. Нормирование труда на фармацевтическом предприятии.

Сущность и содержание маркетинга персонала. Формулирование требований к кандидатам на вакантные рабочие места. Изучение рынка труда. Анализ современных тенденций на фармацевтическом рынке труда в России. Источники и пути покрытия потребности в персонале на фармацевтическом предприятии. Анализ внутренних и внешних источников персонала. Преимущества и недостатки молодых специалистов как особой категории рабочей силы. Сущность самомаркетинга. Современные способы трудоустройства работников. Порядок составления резюме. Процедура отбора и найма персонала на фармацевтическом предприятии. Перечень необходимых документов при трудоустройстве. Особенности приема на работу по совместительству. Организация управления адаптацией персонала на фармацевтическом предприятии. Классификация видов адаптации. Введение в курс дела новых сотрудников. Наставничество. Управление высвобождением персонала.

Распределение обязанностей и организации исполнительской деятельности на фармацевтическом предприятии. Принципы рационального делегирования полномочий в организации. Разработка должностных инструкций в организации. Основные разделы.

Роль современного руководителя в управлении персоналом и его функции. Качества, необходимые руководителю, и требования, предъявляемые к нему. Характеристика основных стилей управления персоналом. Диагностика стиля руководства на основе управленческой решетки Р. Блейка и Дж. Моутон.  Алгоритм принятия управленческих решений.

Мотивация и мотивационный процесс. Содержательные теории мотивации (теория иерархии потребностей А.Маслоу, теория существования, связи и роста К.Альдерфера, двухфакторная теория Ф. Герцберга, теория приобретенных потребностей Д. МакКлелланда). Процессуальные теории мотивации (теория ожиданий В. Врума, теория справедливости С. Адамса, теория Л. Портера-Э.Лоулера). Применение теорий мотивации в практике управления персоналом фармацевтического предприятия.

Формы стимулирования трудовой деятельности персонала на фармацевтическом предприятии. Материальные и нематериальные формы стимулирования.  Мотивационные типы персонала. Методика определения мотивационного типа персонала. Соответствие мотивационных типов и форм стимулирования трудовой деятельности персонала.

Заработная плата и ее функции. Принципы организации заработной платы на предприятии. Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) в России и порядок его расчета. Сравнительный анализ МРОТ в России и ряде зарубежных стран. Тарифная система оплаты труда и ее основные элементы. Повременная и сдельная формы оплаты труда. Бестарифные и смешанные системы оплаты труда. Виды доплат и надбавок к заработной плате работников фармацевтического предприятия. Состав фонда оплаты труда фармацевтического предприятия и его планирование. Порядок начисления страховых взносов во внебюджетные фонды РФ.

Основные принципы правового регулирования трудовых отношений в России. Коллективно-договорное регулирование трудовых отношений. Содержание трудового договора и основания для его прекращения. Правовое регулирование рабочего времени, времени отдыха и оплаты труда работников в России.

Роль оценки трудовой деятельности работников в системе управления персоналом фармацевтического предприятия. Основные методы оценки трудовой деятельности персонала на фармацевтическом предприятии. Метод экспертных оценок. Организация проведения аттестации персонала. Проблемы оценки персонала и пути их преодоления.

Сущность и экономическое значение производительности труда. Определение производительности труда с помощью показателей выработки и трудоемкости. Резервы роста производительности труда на предприятиях фармацевтической промышленности. Управление производительностью.

Понятие корпоративной культуры, ее основные элементы, структура и функции. История возникновения и развития корпоративной культуры. Типы корпоративной культуры. Этапы формирования корпоративной культуры. Подходы к укреплению корпоративной культуры в современных организациях. Специфика формирования корпоративной культуры на фармацевтическом предприятии.

Понятие конфликта и его структура. Типология конфликтов. Характеристика различных типов конфликтов. Причины возникновения конфликтов. Фазы развития конфликтов. Основные стратегии поведения в конфликте. Методы предупреждения и разрешения конфликтов. Конфликты в различных сферах человеческой деятельности.

Роль обучения в системе управления персоналом фармацевтического предприятия. Виды, направления и методы обучения персонала. Этапы профессионального обучения персонала. Оценка эффективности обучения персонала.

Понятие и виды