Экономика и менеджмент на фармацевтических предприятиях


Перейти к содержанию

Вопросы к экзамену

Задания для студентов

Перечень вопросов к экзамену

по дисциплине «Экономика и управление фармацевтическим предприятием»

для студентов IV курса ФПТЛ

 

  1. Структура фармацевтической промышленности и ее специфические особенности.
  2. Состояние и проблемы российской фармацевтической промышленности.
  3. Перспективы развития отечественной фармацевтической отрасли. Стратегия развития российской фармацевтической промышленности на период до 2020 года.
  4. Фармацевтические кластеры как основа развития современной российской фармацевтической промышленности. Характеристика фармацевтического кластера Санкт-Петербурга.
  5. Основные принципы государственной политики в области здравоохранения и лекарственного обеспечения.
  6. Цели, функции и принципы деятельности предприятий в современных условиях рыночной экономики. Факторы, влияющие на эффективность функционирования предприятий.
  7. Производственная программа фармацевтического предприятия и ее показатели.
  8. Производственная мощность фармацевтического предприятия (цеха, участка, отделения) и методика ее расчета.
  9. Виды ремонтов технологического оборудования. Расчет времени простоя оборудования в планово-предупредительном ремонте (ППР).
  10. Экономические ресурсы фармацевтического предприятия. Принципиальные различия между основным и оборотным капиталом.
  11. Понятие, состав и структура основных производственных фондов фармацевтического предприятия.
  12. Планирование и учет основных производственных фондов. Виды стоимостных оценок основных производственных фондов.
  13. Физический и моральный износ основных производственных фондов.
  14. Формы простого и расширенного воспроизводства основных производственных фондов фармацевтического предприятия.
  15. Анализ воспроизводственной политики фармацевтического предприятия. Методика расчета коэффициентов прироста, обновления и выбытия основных производственных фондов.
  16. Амортизация основных производственных фондов. Способы начисления амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения.
  17. Показатели эффективности использования основных производственных фондов фармацевтического предприятия (показатели экстенсивного, интенсивного и интегрального использования).
  18. Понятие фондоотдачи, фондоемкости и фондовооруженности труда, их значение, методика расчета и анализа. Основные направления улучшения использования основных производственных фондов на фармацевтическом предприятии.
  19. Экономическая сущность, состав и структура оборотных средств фармацевтического предприятия. Стадии кругооборота оборотных средств.
  20. Нормирование и расчет потребности в оборотных средствах.
  21. Показатели эффективности использования оборотных средств и методика их расчета. Пути ускорения оборачиваемости оборотных средств.
  22. Понятие и виды расходов фармацевтического предприятия. Текущие и единовременные расходы предприятия.
  23. Сущность и значение себестоимости фармацевтической продукции. Признаки классификации текущих затрат на производство и реализацию продукции.
  24. Группировка текущих затрат на производство и реализацию лекарственных средств по экономическим элементам. Смета затрат на производство и реализацию продукции.
  25. Группировка текущих затрат на производство и реализацию лекарственных средств по статьям калькуляции.
  26. Основные направления снижения себестоимости фармацевтической продукции. Планирование изменения себестоимости фармацевтической продукции под влиянием технико-экономических факторов.  
  27. Точка безубыточности и критический объем производства: графический и аналитический методы расчета.
  28. Прибыль как основной показатель, характеризующий результаты хозяйственной деятельности фармацевтического предприятия. Виды прибыли.
  29. Рентабельность и ее роль в оценке эффективности деятельности фармацевтического предприятия. Показатели рентабельности и методика их расчета.
  30. Ценообразование на фармацевтическом предприятии. Состав и структура цены на лекарственные средства.
  31. Система показателей оценки эффективности фармацевтического производства.
  32. Понятие, принципы и сущностная функция менеджмента.
  33. Общее и различия между управлением и менеджментом.
  34. История развития менеджмента в России. Специфика российского менеджмента на современном этапе.
  35. Особенности управления на фармацевтическом предприятии. Специфика управления женским коллективом.
  36. Характеристика основных функций управления.
  37. Понятие системы и ее свойства. Содержание системного подхода в управлении фармацевтическим предприятием.
  38. Состав и функции системы управления фармацевтическим предприятием.
  39. Понятие и принципы построения организационных структур управления предприятием.
  40. Иерархические структуры управления: их виды, особенности, преимущества, недостатки и область применения
  41. Адаптивные структуры управления: их виды, особенности, преимущества, недостатки и область применения.  
  42. Характеристика современного менеджера и его функции. Система менеджеров на фармацевтическом предприятии и разделение их труда.
  43. Определение численности управленческого персонала. Нормы управляемости и их расчет. Формула Розенкранца.
  44. Качества менеджера и требования к нему. Оценка менеджера по методу Р. Блейка и Дж. Моутон.
  45. Методы оценки деятельности управленческого персонала фармацевтического предприятия. Метод экспертных оценок.
  46. Характеристика стилей управления.
  47. Этапы развития менеджмента в мире.
  48. Тейлоризм: вклад в науку и практику управления.
  49. Взгляды основных представителей классической школы управления.
  50. Теория А. Файоля, положения Г.Форда и бюрократическая система М. Вебера.
  51. Общая характеристика поведенческой школы управления (взгляды Э.Мэйо и М.Фоллет).
  52. Взгляды Д. Макгрегора. Теории «Х» и «Y».
  53. Мотивация и мотивационный процесс. Теория иерархии потребностей А.Маслоу.
  54. Содержательные теории мотивации и их применение в практике управлении персоналом фармацевтического предприятия.
  55. Процессуальные теории мотивации и их применение в практике управлении персоналом фармацевтического предприятия.
  56. Формы стимулирования трудовой деятельности персонала на фармацевтическом предприятии.
  57. Состав трудовых ресурсов фармацевтического предприятия, категории промышленно-производственного персонала предприятий фармацевтической отрасли.
  58. Показатели динамики и состава персонала.
  59. Планирование численности персонала на фармацевтическом предприятии. Нормирование труда.
  60. Производительность труда и показатели ее определяющие. Резервы роста производительности труда на предприятиях фармацевтической промышленности.
  61. Система управления персоналом на фармацевтическом предприятии и ее функции.
  62. Сущность и содержание современных методов управления персоналом.
  63. Кадровая политика фармацевтического предприятия и ее основные направления.
  64. Маркетинг трудовых ресурсов. Процедура отбора и найма персонала на фармацевтическом предприятии.
  65. Источники и пути покрытия потребности в персонале на фармацевтическом предприятии. Преимущества и недостатки молодых специалистов как особой категории рабочей силы.
  66. Организация управления адаптацией персонала на фармацевтических предприятиях.
  67. Принципы рационального делегирования полномочий в организации.
  68. Разработка должностных инструкций в организации. Основные разделы.
  69. Заработная плата и ее функции. Принципы организации заработной платы на предприятии.
  70. Тарифная система оплаты труда и ее основные элементы.
  71. Повременная и сдельная формы оплаты труда.
  72. Бестарифные и смешанные системы оплаты труда. Виды доплат и надбавок к заработной плате.
  73. Понятие, принципы и функции финансового менеджмента.
  74. Финансовые ресурсы фармацевтического предприятия, источники их формирования и направления использования.
  75. Принцип неравноценности денег во времени. Проценты и характеристики их определяющие.
  76. Наращение и дисконтирование. Простые и сложные процентные ставки: условия их применения и методы начисления.
  77. Внутригодовые процентные начисления. Экономический смысл эффективной годовой процентной ставки.
  78. Понятие и виды аннуитета. Оценка будущей и приведенной стоимости постоянного срочного аннуитета.
  79. Экономическая сущность и классификация инвестиций.
  80. Принципы и методы оценки экономической эффективности инвестиционных проектов.
  81. Инфляция и ее виды. Причины возникновения и последствия инфляции.
  82. Способы измерения инфляции. Индекс потребительских цен и порядок его расчета.
  83. Виды процентных ставок, используемых в финансовых операциях с учетом инфляции. Расчет параметров финансовых операций в условиях инфляции.
  84. Сущность и функции производственного менеджмента на предприятии. Классификация производственных процессов на фармацевтическом предприятии.
  85. Принципы рациональной организации фармацевтического производства.
  86. Определение длительности производственного цикла фармацевтического производства. Факторы, влияющие на продолжительность производственного цикла.
  87. Оперативно-производственное планирование. Сущность и виды.
  88. Календарное планирование на фармацевтическом производстве. Применение методов Джонсона и Петрова-Соколицына для временной оптимизации календарных планов.
  89. Планирование производственного процесса на детерминированных сетевых графиках.
  90. Планирование производственного процесса на вероятностных сетевых графиках.
  91. Ресурсно-временная оптимизация на сетевых графиках производства.
  92. Стратегическое управление на фармацевтическом предприятии и предпосылки его развития. Принципы стратегического управления.
  93. Понятие стратегии. Основные этапы и принципы разработки стратегии предприятия.
  94. Миссия и цели предприятий фармацевтической промышленности. Ключевые пространства по П.Друкеру.
  95. Методы стратегического анализа. Общая характеристика.
  96. Сущность SWOT-анализа и его квантификация.
  97. Общая характеристика портфельного анализа.
  98. Применение матрицы БКГ для формирования производственного портфеля.
  99. Оценка стратегических зон хозяйствования с помощью матрицы Мак-Кинси.
  100. Внешняя и внутренняя среда фармацевтического предприятия.
  101. Применение PEST-анализа для исследования влияния макроэкономических факторов на деятельность фармацевтического предприятия.
  102. Источники информации о внешней и внутренней среде фармацевтического предприятия.

 

  

 




Назад к содержанию | Назад к главному меню