Экономика и менеджмент на фармацевтических предприятиях


Перейти к содержанию

Главное меню:


Тематический план изучения дисциплины "Общий и стратегический менеджмент"

Раздел 1. Общий менеджмент

Понятие менеджмента и его сущностная функция. Общее и различия между управлением и менеджментом. Принципы управления. История развития менеджмента в России. Специфика российского менеджмента на современном этапе. Особенности управления на фармацевтическом предприятии. Специфика управления женским коллективом. Характеристика основных функций управления.

Понятие системы и ее свойства. Содержание системного подхода в управлении фармацевтическим предприятием. Состав и функции системы управления фармацевтическим предприятием. Понятие и принципы построения организационных структур управления предприятием. Иерархические и адаптивные структуры управления: их виды, особенности, преимущества, недостатки и область применения.

Характеристика современного менеджера и его функции. Система менеджеров на фармацевтическом предприятии и разделение их труда. Определение численности управленческого персонала. Нормы управляемости и их расчет. Формула Розенкранца.  Качества менеджера и требования к нему. Оценка менеджера по методу Р. Блейка и Дж. Моутон. Методы оценки деятельности управленческого персонала фармацевтического предприятия. Метод экспертных оценок.

Власть менеджера и делегирование им своих полномочий. Принципы рационального делегирования полномочий. Характеристика стилей управления. Скрытое управление и манипулирование. Имидж и авторитет современного руководителя. Вербальные и невербальные межличностные коммуникации. Деловое и телефонное общение менеджера. Поведенческая модель менеджера и организация деловых совещаний.

Этапы развития менеджмента в мире. Тейлоризм: вклад в науку и практику управления. Взгляды основных представителей классической школы управления (принципы Г. Эмерсона, работы Ф. и Л. Гилбрет, подходы Г. Гантта, положения Г.Форда, бюрократическая система М.Вебера, теория А.Файоля). Общая характеристика поведенческой школы управления (взгляды Э.Мэйо и М.Фоллет). Взгляды Д. Макгрегора. Теории «Х» и «Y».

 

 

Раздел 2. Стратегический менеджмент

Предпосылки развития стратегического менеджмента на современных российских фармацевтических предприятиях. Сущность и содержание стратегического управления на современном этапе. Принципы стратегического управления. Понятие стратегии. Правила И.Ансоффа, определения А.Чандлера и Г.Минцберга. Основные этапы и принципы разработки стратегии предприятия. Стратегия развития российской фармацевтической промышленности на период до 2020 года. Фармацевтические кластеры как основа долгосрочного развития современной российской фармацевтической промышленности. Миссия и цели предприятий фармацевтической промышленности. Ключевые пространства по П.Друкеру. Требования, предъявляемые к целям.

Характеристика внешней и внутренней среды фармацевтического предприятия. Макроэкономические факторы и факторы отраслевой фармацевтической среды. Применение PEST-анализа для исследования влияния макроэкономических факторов на деятельность фармацевтического предприятия. Анализ отраслевой фармацевтической среды. Модель конкуренции М.Портера. Силы конкуренции на фармацевтическом рынке.  Управленческий анализ на фармацевтическом предприятии. Сущность и содержание. Источники информации о внешней и внутренней среде фармацевтического предприятия.

Классификация методов стратегического анализа и их общая характеристика. Вопросные методы стратегического анализа. Характеристика прогнозных сценарных методов анализа. Сущность SWOT-анализа и его квантификация. Цели и основные этапы проведения портфельного анализа. Применение матрицы БКГ для формирования производственного портфеля. Оценка стратегических зон хозяйствования с помощью матрицы Мак-Кинси. Применение матрицы Ансоффа и трехмерной схемы Абеля в портфельном анализе.

Цели и задачи прогнозирования на фармацевтическом предприятии. Классификация современных методов прогнозирования. Особенности применения экспертных методов прогнозирования. Экстраполяционные методы прогнозирования. Прогнозирование экономических показателей на фармацевтическом предприятии на основе метода математического моделирования. Основные этапы.

Сфера применения методов сетевого планирования и управления на фармацевтических предприятиях. Основные элементы сетевого графика. Виды событий, операций и путей на сетевых графиках производства. Правила построения сетевых моделей. Временные параметры детерминированных сетевых моделей и методика их расчета. Критический путь сетевого графика и способы его расчета. Линейные диаграммы и графики Гантта технологических процессов.

Вероятностные сетевые модели в планировании фармацевтического производства. Различия между детерминированными и вероятностными сетевыми графиками. Система временных оценок продолжительностей работ вероятностного сетевого графика. Смысл математического ожидания и дисперсии длительности каждой операции вероятностного сетевого графика и методика их расчета. Последовательность расчета временных параметров вероятностных сетевых моделей. Условия и способы решения двух задач, которые возникают в практике управления крупными проектами со случайными временными оценками длительности выполнения операций. Функция Лапласа. Ресурсно-временная оптимизация на сетевых графиках производства. Правила Форда-Фалкерсона для построения оптимального расписания выполнения комплекса операций, заданного сетевым графиком.

Роль и значение стратегических решений в системе управления современными организациями. Особенности разработки и принятия стратегических решений в области ценообразования на фармацевтическом рынке. Процесс разработки стратегических решений в области ценообразования на лекарственные препараты. Информационное обеспечение процесса разработки стратегических решений в области ценообразования на фармацевтическом рынке.

Анализ конкуренции на фармацевтическом рынке. Ценовая и неценовая конкуренция. Анализ поведения потребителей лекарственных препаратов. Анализ ценовой эластичности спроса на лекарственные препараты и сезонных колебаний в их реализации. Анализ структурных изменений в потреблении лекарственных препаратов.

 




Назад к содержанию | Назад к главному меню